?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Ничего подобного тому, о чем я скажу ниже - в гэбэшно-агитпроповских "методичках", конечно, не найдешь...

Коренное различие между украинским (со всеми диалектами) и русским в том, что украинский (руська мова) уходит корнями прямо к протославянскому, который и возник в VIв. именно в среднем Поднепровье на стыке южных балтов ("киевская культура") и восточных германцев ("черняховцы") как "лингва-франка" (см. здесь).

А "русский" - тоже именно как "лингва-франка", родился в полиэтническом (но финском по большинству населения) Новгороде не ранее XIв. из письменного церковно-административного т.н. "церковно-славянского", восходящего к средневековому македонскому (южно-славянскому), на котором "христианизировали" и украинских славян, и балтско-славянское население нынешней Белоруссии.

В это время языки "коренных" славян уже очень сильно отличались от церковно-славянского, который в первом приближении однако оставался им понятен, но (возможно именно поэтому) "смешение" не происходило.

Наоборот - в ходе административного освоения и христианизации обширных (до Северного Урала) земель Господина Великого Новгорода - на его финское население со временем "лег" новый разговорный язык разноплеменных новгородцев, который потом (сильно потом) назовут "русским". На этот же "русский" - позже перешло и городское, также этнически смешанное население Суздальской Руси, а вслед за городом, очень постепенно - и финская (к западу от Москва-реки - голядская) деревня. На нем же происходило и "обрусение" всех остальных вновь завоевываемых финских народов.

От XIXв. дошла забавная челобитная в которой "пензенские мужички" (так тогда привычно именовали мордву) писали после того как их уговорили креститься: "Предки наши, бывшая мордва"...

В коренных же славянских землях "Империи Рюриковичей", (Украина-Русь, Северщина, "руськая" часть ВКЛ) - сохранилось двуязычие "родного" славянского и церковнославянского... Надо сказать, что - судя по обилию сохранившейся финской и балтской топо- и гидронимики - голядь с финнами, основа нынешних "великороссов", свои родные языки и двуязычие также сохраняли еще довольно долго.

И так же отчетливо сохранилась и этнографическая "линия раздела" между сельскими "великороссами" финского и балтско-славянского происхождения.
Проходит она практически точно по Москва-реке.

К западу и юго-западу от нее - потомки балтов-голяди, дальше к юго-западу - "северских" славян. У всех у них нет бань (моются в доме), они колядуют (колядовали еще недавно), а у женщин - народный костюм включает юбку.

К северу и востоку от этой линии: на усадьбах, даже самых бедных - всегда есть баня, о колядовании понятия не имеют, народные женские костюмы -обязательно включают цельнокроенный сарафан, ну, и неизменный общефинский кокошник, конечно...

Хорошую иллюстрацию к сказанному выше об украинском - можно увидеть еще при сравнении изменений диалектов словацкого языка с востока на запад. Самые восточные диалекты (особенно лексика) словацкого очень близки к украинскому местных русинов (так мне рассказывали)... Моравский же (словаки называют мораванов "словаками, не дошедшими до Праги") - уже нечто средее между литературным словацким и чешским...

Возможно поэтому - мне с моим украинским, гораздо легче читать словацкие газеты (как мы в 68-м читали братиславскую "Правду" Смрковского), чем польские...

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
dasoprotivlenie
Jun. 22nd, 2010 05:49 pm (UTC)
Вот грамматика кодифицированного русинского языка нынешней Подкарпатской Руси http://petrovtsiy.livejournal.com/7093.html
coraxxx
Jun. 22nd, 2010 06:25 pm (UTC)
Спасибо за комментарий, ув. dasoprotivlenie.

Посмотрел тексты. Все это, конечно не имеет никакой (даже минимальной)связи с разговорным народным языком украинцев Закарпатья и словацкик русин.

Имел удовольствие общаться на языке с теми и другими. У пожилой пары из Прешова (туристы), с которыми пришлось познакомиться довольно подробно поговорить в Ужгороде - украинский язык был просто восхитительный, хоть сейчас на университетскую кафедру...
Живут, правда в В.Словакии и т.н. "русняки", язык которых занимает промежуточное положение между украинским и восточно-словацими диалектами...

Но нужно помнить, что "русинами" в Австрии и Венгрии называли с XVIIIв. всех украинцев, в т.ч. и лемков, и бойков, и гуцулов, и в Галиции, и на Волыни, и в Буковине, и в Закарпатсой Руси. Отдельной этнографической группой являются т.н. "русины" сербской Воеводины, где их народный язык подвергся сильному влиянию сербского, а "литературный" - церковнославянского. Но большинство и этих русин считают себя частью украинского народа.

Если вы внимательно прочитали мою статью, то должно было стать понятным, что ничем иным кроме как проплаченной политпровокаторской фальшивкой (еще царские спецслужбы начали пытаться изобретать такой русифицированный "русинский" больше 100 лет назад) - тексты, подобные упомянутой Вами "Русинской грамматики", быть в принципе не могут. Любой украинец/русин - услышав такое - просто расхохочется...
dasoprotivlenie
Jun. 22nd, 2010 08:38 pm (UTC)
Да действительно с украинцами связи никакой. Украинцы они и в Африке украинцы. Речь идет о русинах, и их языке. А русины никогда себя украинцами не считали и не ссчитают и сейчас
coraxxx
Jun. 22nd, 2010 08:55 pm (UTC)
Не знаю, огорчит ли это Вас, ув. dasoprotivlenie, но такого народа с таким языком даже теоретически существовать не может. А статья расходов в лубянском бюджете - конечно, может... и существует, как мы видим.
Но дело это как было дохлым изначально (еще при III отделении Е.И.В. канцелярии)- таким и останется...
Надеюсь, в ведомстве г-на Примакова ( см. http://coraxxx.livejournal.com/1070.html) скоро это поймут и госбабки на такую безнадегу палить перестанут...
dasoprotivlenie
Jun. 22nd, 2010 09:28 pm (UTC)
Ошиблись вектором. До июля 2011 года Подкарпатская Русь вступит в Дунайскую Конфедерацию. Безусловно что всем 3 тысячам украинцев Подкарпатской Руси мы предоставим все права. Откроем для них одну школу интернат в г.Хуст, там же для них сделаем кафедру украинского языка. Все как в ЕС. Чтобы они не чувствовали себя обделенными. ДЮумаю что 40 тысяч русских тоже не будет обижена. Как и 50 тысяч румынов, и 120 тысяч венгров. 800 тысяч русинов,как титульная нация, будут толерантны со всеми национальными меньшинствами Подкарпатской Руси. Даже самое маленькое-украинское меньшенство и то не дадим в обиду. Украинцы, они ведь тоже люди! Правильно?
coraxxx
Jun. 23rd, 2010 04:30 am (UTC)
Это очень интересно. Еще интересннее было бы прочесть то же самое на том "русинском", о котором Вы говорите и на "грамматику" которого ссылались.
В любом случае - спасибо!
vodonaeva343
Aug. 11th, 2010 09:57 am (UTC)
Вы сами провокатор
Про племена вы всё знаете, а вот крушение самолёта президента Польши.. Замолчали почему-то..
coraxxx
Aug. 11th, 2010 10:10 am (UTC)
Re: Вы сами провокатор
Спасибо за отзыв, ув-мая г-жа vodonaeva343! Мне ценен каждый.
Что казается Катыни-2 - будем надеяться (а я уверен), что организаторы и этого преступление со временем будут разоблачены.
sengiley
Mar. 21st, 2015 03:28 pm (UTC)
Очень интересная лингвистическая информация. Но, к сожалению, она слабо стыкуется с генетической информацией. Дело в том, что ДНК финнов и угров очень сильно отличается от ДНК славян. У славян R1a1 и там еще некоторые снипы. А у финнов и угров совсем другая буква. Так вот, на территории России, Украины, Белоруссии, Польши и севера Германии проживают люди одной и той же семьи. Это первое. Второе, вы правы, русский литературный язык возник на базе церковно-славянского, на этой же основе и была написана первая русская грамматика. Литературный язык, это, можно сказать элитный язык, то есть в нем собрано все самое лучшее, что было на периферии, на юге, на севере, на западе и на востоке, а также в иностранных языках. Язык постоянно совершенствуется, приспосабливается к современности. Провинциальные диалекты тоже совершенствуются, но не так быстро, как основной литературный язык, так как совершенствованию основного литературного языка отдают свои силы самые талантливые литераторы, журналисты и так далее. Наиболее революционным для русского языка стало время Пушкина, затем время серебряного века. А то, о чем вы рассказали в своей информации уже почти не заметно в русском языке. Он далеко ушел в развитии от 6 и 10 веков. Украинский язык, возможно, ближе к проторусскому, поскольку он не получил того заряда развития, который получил русский. К концу 80-х годов прошлого века на украинском говорили в основном в деревнях лица пожилого возраста, поэтому он менее гибкий и современный. Поэтому он даже сейчас, когда его пытаются сделать государственным, не выдерживает конкуренции с русским.
И еще одно замечание. С одной стороны, вы правы изначально существовало две основы русского языка: южный и северный. Наиболее яркое отличие это "оканье" и "аканье". Юг "акает", север "окает". В литературный формат вошло "аканье". И чем больше будут развиваться СМИ, тем меньше будет провинциальных различий. Хотя отдельные слова в глубинке будут появляться.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

coraxxx
coraxxx

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner